- Унанимизм
- УНАНИМИЗМ — течение художественной мысли современной Франции — безусловно является крупнейшим явлением французской литературы наших дней. Зародившись до мировой войны — в произведениях глубоких поэтов-постсимволистов Жоржа Дюамеля, Жюля Ромэна и Шарля Вильдрака, — унанимизм за период с четырнадцатого по восемнадцатый год оформился, окреп и развился ныне в одно из руководящих литературных направлений. Мировая война для указанных поэтов — вождей унанимизма — была тем тяжким, но необходимым испытанием, каким явилась и для руководителей германского эксппрессионизма, родственного по духу унанимизму. Правда, еще до этого испытания поэты-унанимисты изжили скепсис и преодолели душевную усталость, под знаком которой протекало развитие французской литературы в душные годы, предшествующие войне. Правда, они еще до четырнадцатого года убереглись от эстетства с его экзотикой, пассеизма и прельстительной меланхолии Ренье — вместе с Франсом — крупнейшим мастером французского художественного слова в эпоху омертвения чистого символизма. Правда, во всем том, что уже дали десять лет назад названные нами мастера унанимизма, достаточно четко наметилось художественное «верую» нового направления, и уже тогда критика отмечала значительность дарований каждого из них. Но лишь за время войны окончательно откристаллизовались основные принципы художественного миросозерцания целой группы писателей (среди которых, помимо указанных, следует назвать Ренэ Аркос, Ж. Блок, А. Мерсеро и др.), направляющей в настоящее время унанимизм.Главнейшим из этих принципов является признание гармонического лада во вселенной и требование такого же строя в социальных отношениях. Для унанимизма социальный организм — часть великого и объемлющего целого — космоса, чье бытие определяется законами, воплощающими идею мировой гармонии. Из такой посылки рождается ряд определяющих унанимизм моментов. Первый из них — приятие жизни во всем ее великом многообразии, со всеми страданиями и болью, вера в оправданность жизни судом томящегося и ищущего человеческого духа. И второй — подлинно человечная чуткость в анализе и оценке социальных отношений. Разлад этих последних, извечная борьба человека с человеком заставляет унанимизм всеми средствами художественной изобразительности вскрыть интимный, внутренний мир человека, чтобы показать всю объективную неоправданность социальных коллизий, ибо анализ intimité в человеке необходимо приводит к одному выводу: человеческая душа, освобожденная ланцетом художника от покровов, таит неиссякаемую жажду примирения с себе подобными; душа в тайниках своих, скрытых от поверхностного взгляда, раскрывается ласке легко и свободно и излучает ее всегда, если умело и осторожно к ней подойти — осознает себя лишь частицей социального коллектива, впаянного в мировое целое. Так. обр. тонкий психологический анализ стихов и прозы мастеров унанимизма (Ж. Ромен «Армия в городе», Дюамель, «Жизнь мучеников», «Цивилизация», «Принадлежащие миру», «Разговоры в сутолоке», «Радости и игры» и др.) корректируется основной чрезвычайно гуманной идеей о «всемирном братстве», которая отнюдь не навязывается, но властно и глубоко впечатляет в силу высокого художественного мастерства современных унанимистов.Евгений Л.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. 1925.